Собор Святой Софии: экстерьер, интерьер, резьба по камню

Святая София Киевская. Сердце Киева на протяжении многих столетий. А сегодня – скорее средоточие его памяти, храм, погрузившийся в сон. Угасли огни его лампад, не слышно возгласов священников, запах ладана и пение хора разве иногда почудятся в нем, и большинство приходит сюда не затем, чтобы поговорить и встретиться с Богом. Тихие, но строгие женщины в зеленых одеяниях охраняют сон этого храма и его «культурные сокровища» от наглых взглядов фото- и видеокамер и от разных ЗдесьБылИмярек. Интересно видеть, как впорхнет внутрь стайка шумных и бесшабашных туристов, и вдруг останавливается в удивлении и изумлении, затихает все больше, сменяя громкий разговор на шепот. Да, редко кого не затронет непривычная, будто из иного мира, красота Святой Софии, ее священных ликов, глядящих с мозаик и фресок почти тысячелетней давности, мало кто не расслышит таинственного дыхания спящего храма, дыхания вечности. Позднее были храмы гораздо крупнее, богаче украшенные, но нет на Руси второго подобного Софии Киевской. Своим сложным пространством этот собор напоминает целый город, являет образ града Божия, где «обителей много». И если уж София производит впечатление на современного человека, видавшего всякое, то как же она поражала воображение древних русичей!

Собор Святой Софии, Киев, XI в. Реконструкция первоначального вида Реконструкция первоначального вида. Собор Святой Софии, Киев, XI в.  Реконструкция первоначального вида  Собор Святой Софии Вид на западную часть собора Апсиды собора с открытыми участками оригинальной кладки Интерьер Софии Киевской Мозаики 11 века в интерьере собора Вид на алтарную часть собора с мозаиками 11 века Мозаики Богородицы Оранты, Евхаристии и Святителей в центральной апсиде собора  София Киевская, интерьер 13 Трансепт собора Святой Софии, Киев, 11 в. Южная внутренняя галерея собора. София Киевская. 03 Интерьер собора Святой Софии Киевской Трансепт собора Два слоя фресковой живописи 11 века Живопись разных эпох Древнерусские графитти  Саркофаг Ярослава Мудрого. Византия. IMG_3624 Саркофаг Ярослава Мудрого Саркофаг Ярослава Мудрого, фрагмент  Саркофаг Ярослава Мудрого, фрагмент Мраморный парапет первоначальной алтарной преграды Капители алтарной преграды. Собор Святой Софии, Киев, XI в. Капитель алтарной преграды. Собор Святой Софии, Киев, XI в.  Мраморный фриз (или темплон алтарной преграды) Фрагмент мраморного фриза   Мраморный сосуд (для святой воды?) Резной шиферный парапет хоров. Собор Святой Софии, Киев, XI в. Резной шиферный парапет хоров. Собор Святой Софии, Киев, XI в. Резной шиферный парапет хоров. Резной шиферный парапет Резные шиферные парапеты хоров. Собор Святой Софии, Киев, XI в.  Саркофаг святой княгини Ольги. Шифер, X в. Собор Святой Софии, г.Киев.

Разные летописи называют датой закладки собора1017 или 1037 год. Согласно распространенной в то время в Византии градостроительной идее, киевский собор замышлялся как сакральный центр города, являвшего собой образ Небесного Иерусалима, города, среди которого обитает Сам Бог. Храм посвящается Софии, Премудрости Божией. София – очень глубокий и сложный символ – это олицетворение одновременно и мудрости Бога-Творца, раскрывающейся в Его творении, и образ просветленного сиянием божественной славы творения, обоженного человечества, через которое получает освящение весь космос. В центральной апсиде собора Святой Софии находится огромная фигура Пресвятой Богородицы-Оранты, обрамленная цитатой из 45-го псалма на греческом языке: «Бог посреди нее, она не поколеблется…» (в псалме идет речь о городе, но в греческом языке город (полис) – женского рода). Эта надпись о городе, которая явно отнесена к образу Богородицы-Оранты и само название этого образа «Нерушимая стена» являются ключом к символу Софии: «что или кого подразумевает надпись над головой Оранты, в своей лаконичности вобравшая в себя итог тысячелетних путей самоосознания человека, δ Φεός εν μέσω αυτής: эти слова имеют в виду Богоматерь, но постольку, поскольку она есть Градодержица, более того, поскольку она есть Град, образ одухотворенного вещества, образ человеческой общности, воплощающей мировой смысл; церковную общину, но постольку, поскольку она устремлена к сопряжению небесного и земного; храмовое здание, но постольку, поскольку оно, будучи «иконой» космического Дома Премудрости, одновременно обращено к городу, сообщая ему смысловой устой и бодрую надежду на победу над видимыми и незримыми врагами; наконец, город, земной город Киев со всеми его нуждами, но постольку, постольку внутри его земного бытия осуществляется сверхземной устрояющий замысел — Премудрости. В этом мире представлений духовность оборачивается материальной силой (вспомним смысл молитвенного стояния Оранты!), а материальная сила позволяет сбыться духовному смыслу. И для этого сопряжения, в котором горнее нисходит к дольнему, а дольнее восходит до горнего, у русских адептов греко-христианского любомудрия было одно слово — София-Премудрость» (С.С.Аверинцев «К уяснению смысла надписи над конхой центральной апсиды Софии Киевской»).

«Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами (сегодня их 19). Собор имел пирамидальную композицию. Цилиндрические своды, перекрывавшие его центральный и поперечный нефы, ступенчато поднимались к центральному куполу. Большой центральный купол на высоком барабане с 12 оконными проемами был окружён четырьмя меньшими, более низкими, ниже которых располагались остальные восемь куполов. Купола имели окна и были покрыты листами свинца. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Над внешней одноярусной галереей проходил открытый балкон-«гульбище». По углам с западной стороны возвышались две лестничные башни, ведущие на хоры — «полати».

Длина и ширина собора без галерей 29 м, с галереями — 42 и 55 м. Архитектура интерьера сохранилась с древности почти без изменений. Прямоугольное в плане здание делится крестчатыми столбами на пять продольных коридоров-нефов, которые пересекаются поперечными коридорами — трансептами. Пересечение центрального нефа и трансепта, которые вдвое шире боковых нефов, образует в интерьере собора пространственный крест, над центром которого возвышается купол. Высота от уровня древнего пола до зенита главного купола 29 м, диаметр купола — 7,7 м. Центр храма с северной, западной и южной стороны окружают обширные П-образные княжеские хоры. На хоры поднимались по двум винтовым лестницам, расположенным в лестничных башнях, встроенных в западную галерею храма» (Википедия, «Софийский собор (Киев)»)

«Собор сложен в византийской технике смешанной кладки (opus mixtum) из чередующихся рядов камня и плинфы (широких, тонких кирпичей), уложенных на розовом известково-цемяночном растворе. Фасады храма не штукатурились, кладка оставалась открытой. Для того, чтобы можно было представить исходный облик собора, на фасадах реставраторами оставлены зондажи — участки раскрытой древней кладки (глубина фундаментов – всего 1,5 м).

Собор строился константинопольскими зодчими, хотя ему нет прямых аналогов в византийской архитектуре того времени. Храмы, строившиеся тогда в империи, были меньшими, имели лишь 3 нефа и одну главу. Предполагается, что местной властью перед византийцами была поставлена задача создания великолепного собора для торжественных церемоний, главного, наибольшего храма Руси, которую они решили путём увеличения числа нефов и добавления световых (прорезанных окнами) барабанов глав для их освещения. Роскошные залитые светом хоры дворцового типа, где во время служб находился князь и его окружение, — тоже результат заказа киевского правителя.

В то же время первоначальное архитектурное решение собора имело свою символику. Центральный высокий купол храма всегда в византийской архитектуре напоминал о Христе — Главе Церкви. Двенадцать меньших куполов собора ассоциировались с апостолами, а четыре из них — с евангелистами, через которых христианство проповедовалось во все концы земли.

В результате реставраций и перестроек XVII—XVIII веков собор существенно изменил свой облик. Наружные галереи были надстроены, появились новые приделы, увенчанные дополнительными куполами (всего сейчас их 19). Собор был оштукатурен и побелен, укреплен по периметру опорными столбами-контрфорсами. Древняя полусферическая форма глав была заменена на характерную для украинского барокко высокую грушевидную форму.

В интерьере Софийского собора господствует хорошо освещённое центральное подкупольное пространство, имеющее форму креста. Восточная его ветвь заканчивается главной апсидой, северная и южная — двухъярусными трехпролётными аркадами. Третьей такой же аркадой заканчивалась и западная ветвь подкупольного креста. Западная аркада не сохранилась, так как была разобрана в конце XVII в. при ремонте собора. Столпы собора имеют в сечении крестообразную форму. Боковые нефы собора и всю его западную часть занимают обширные хоры, соединяющиеся со вторым этажом галереей. Многочисленные купола собора на прорезанных окнами барабанах дают хорам хорошее освещение. (Википедия, «Софийский собор (Киев)»).

В соборе сохранился почти уникальный по объему ансамбль мозаик (260 кв.м) и фресок (около 3000 кв.м) первой половины XI века, фрагменты росписей XVII-XVIII вв.

Еще один уникальный культурный пласт Святой Софии – граффити, оставленные на стенах посетителями разных эпох. «Софийские граффити в значительной мере отражают язык древних киевлян, а также указывают на высокий уровень грамотности среди населения Киевской Руси того времени. Древнейшие из них выполнены не кириллицей, а глаголицей. Граффити Софийского собора содержат ценные сведения о разных сторонах жизни Киевской Руси — в частности сохранились записи о смерти Ярослава Мудрого, автограф Владимира Мономаха, запись о мирном договоре, заключенном в конце XI в. между князьями Святополком Изяславичем, Владимиром Мономахом и Олегом Святославичем на р. Желани (сейчас — Жуляны), покупку княгиней, женой Всеволода Ольговича, Бояновой земли (середина XII века). Древнейшие надписи относятся к 30-40 х годов XI века и косвенно свидетельствуют о дате выполнения настенных росписей храма (Сайт заповедника «София Киевская» — http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/).