Фрески Кирилловской церкви, г.Киев, последняя треть XII века

 

«Церковь во имя святых Кирилла и Афанасия Александрийских строилась после восхождения на киевский престол в 1139 году черниговского князя Всеволода Ольговича на окраине города — в сельце Дорогожичи, рядом с которым находилось пересечение многочисленных дорог, откуда в том числе по переправе через Почайну начиналась дорога на Чернигов. Это был главный собор Кирилловского монастыря. Кирилловская церковь стала семейной усыпальницей черниговских князей Ольговичей. В 1179 году тут была похоронена жена Всеволода Ольговича — Мария Мстиславовна, дочь Мстислава Великого.

В 1194 году в Кирилловской церкви был погребён киевский князь Святослав Всеволодович — герой «Слова о полку Игореве»

В последней трети XII века стены храма были покрыты фресками (сохранились 800 м.кв. — пятая часть от когда-то существовавших)». (По материалам «Википедии»)

Роспись Кирилловской церкви, повторяя в своих основных частях обычную для XII века структуру, обладает в то же время и ей одной присущими  особенностями. Здесь имеется (прежде всего в жертвеннике) немало изображений южнославянских святых (например, Кирилл и Мефодий, Климент Болгарский, Иоанн Македонский и Иосиф Солунский), в диаконнике помещен развитой цикл композиций на темы жития Кирилла и Афанасия Александрийских, на западной стене и на прилегающих к ней стенах и сводах дана развернутая картина Страшного суда. Стиль фресок в их наилучших по сохранности частях обнаруживает, как это было указано в свое время Н. П. Сычевым, несомненные точки соприкосновения с македонской разновидностью византийского стиля, представленного росписями Бачкова. (В.Н. Лазарев. «Искусство Древней Руси. Мозаики и фрески»).

 

Церковь Святых Кирилла и Афанасия Александрийских, г.Киев, 12 в. Реконструкция первоначального вида Кирилловская церковь, г.Киев, 12 в. Цикл фресок в диаконнике, посвящ. свв. Кириллу и Афанасию Александрийским. Кирилловская церковь, Киев, 12 в. Цикл фресок в диаконнике, посвящ. свв. Кириллу и Афанасию Александрийским. Надписи на фресках вверху: Кирилл учит царя и Кирилл учит в Соборе. Пресвятая Богородица с предстоящими Кириллом и Афанасием Александрийскими. Кирилловская церковь, Киев, 12 в. IMG_4089_ IMG_4138_ Погребение свт.Кирилла Александрийского. Фреска диаконника Кирилловской церкви, Киев, 12 в. Свт. Кирилл полемизирует на III Вселенском Соборе? Свт. Кирилл полемизирует на III Вселенском Соборе? Погребение свт.Кирилла Александрийского, фрагмент. Кирилловская церковь, Киев, 12 в. IMG_4129_ Евхаристия. Фреска в алтарной апсиде. Кирилловская церковь, Киев, 12 в. Евхаристия, фрагмент. Фреска в алтарной апсиде. Кирилловская церковь, Киев, 12 в. Христос из "Евхаристии". Фреска в алтарной апсиде. Кирилловская церковь, Киев, 12 в. Сретение, фреска северного алтарного столба. Кирилловская церковь, Киев, 12 в. Сретение (вверху) и Апостол Павел, росписи южного алтарного столба. Кирилловская церковь, Киев, 12 в. Симеон Богоприимец из "Сретения". Южный алтарный столб. Кирилловская церковь, Киев, 12 в. Сретение (вверху) и Апостол Павел (внизу), росписи южного алтарного столба. Кирилловская церковь, Киев, 12 в. Апостол Петр, фреска северного алтарного столба. Кирилловская церковь, Киев, 12 в. Фрески в жертвеннике Рождество Христово, фрагмент. Южная стена. Кирилловская церковь, г.Киев, 12 в. Схема фрески Рождество Христово Фрагмент "Успения", северная стена. Кирилловская церковь, Киев, 12 в.IMG_4110 Лоно Авраамово - праведники в Раю. Кирилловская церковь, Киев, 12 в. Ангел, свивающий небо в свиток. Кирилловская церковь, Киев, 12 в. Страшный Суд, фрагмент фрески в нартексе Кирилловской церкви, Киев, 12в.Страшный Суд, фрагмент фрески. Кирилловская церковь, Киев, 12в. IMG_4098 IMG_4120_

«В древности храм представлял собой крестовокупольное, одноглавое типично византийское сакральное сооружение. С тремя нефами и закомарным перекрытием, аркатурными поясками, полосами поребрика, двух- и трёхступенчатыми амбразурами порталов. Своды крестовые. Пол из поливной керамики, уцелели значительные фрагменты древней фресковой живописи. Толщина стен, сооруженых в технике равнослойной кладки, доходит до 2х метров.

Нартекс открыт в основное помещение, отделяясь от него широкой аркой. В толще северной стены нартекса находится подъём на хоры. В южной апсиде в толще стены, находится ход, который заканчивался на высоте 4х метров отверстием арочной формы.

После распада Киевской Руси храм неоднократно ремонтировался и перестраивался. Четыре боковых купола были достроены в XVII веке гетманом Самойловичем, Константином Острожским. После пожара 1734 года храм был реконструирован в стиле украинского барокко под руководством известного киевского архитектора Григоровича-Барского. Перестройки преимущественно затронули своды, боковые купола, был пристроен фронтон над входом, оформлены лепным декором окна и порталы» (По материалам «Википедии»).

«История открытия и первоначальной реставрации кирилловских фресок связана с неутомимой деятельностью А. В. Прахова, который опубликовал и первую научную работу о них. Поскольку реставрационная практика второй половины XIX века предполагала неизбежное поновление древней живописи, страдавшей от многочисленных потертостей и других механических утрат, открытые в 1880–1882 годах фрески были затем освежены и, конечно, потеряли значение полноценного памятника.

Новые расчистки были предприняты в 1927 году, а с 1964 года началось планомерное раскрытие всего ансамбля». (В.Н. Лазарев. «Искусство Древней Руси. Мозаики и фрески»).